Велопоход УЛАН-УДЭ–УСТЬ-БАРГУЗИН–ТАТАУРОВО (9 ДНЕЙ, 530 КМ). Александр Колмаков

 

Велопоход 1-9 июля 2012

УЛАН-УДЭ-ТЭГДА-МАЛАЯ КУРБА-УСТЬ-БАРГУЗИН-ТУРКА-ТАТАУРОВО (9 ДНЕЙ, 530 КМ)

Александр Колмаков. image_114.jpg Фото Дмитрия Новикова

   Республика Бурятия - идеальная страна для велосипедистов. Местность пересеченная, ландшафты незабываемые, густая сеть дорог. Иногда дороги чудовищного качества. В смысле «дорог нет - одни направления». Что нам и требуется на самом деле. Чего хотя бы стоит в этом отношении популярный маршрут Новый Уоян - Улюнхан - Усть-Баргузин, который пролегает через Баргузинский хребет и долину реки Баргузин? Мы, кстати, по нему ездили в 2008 году. Впечатляет. Но остался у нас с того года должок. До того мы тогда устали ездить на велосипеде, что, достигнув поселка Гремячинск, пересели на маршрутку и в тот же день (вечер) вернулись в родной Иркутск. Для себя мы все логично объяснили: мол какой интерес после 700 километров бездорожья и окружающей живописи молотить по шоссе в клубах автомобильного дыма. Но осадочек-то остался. Себя не обманешь.

P1020294.JPG 

   Хвостик Гремячинск-Улан-Удэ проехать надо. Но как? Склонились над картой. Прицеплять хвостик надо от Усть-Баргузина. Но туда-то как попасть? Не ехать же опять через Баргузинский хребет. Карта показывает, что из долины реки Удэ в долину Баргузина ведут аж два пути. Один - через Кеджимит в Суво. Другой - через Малую Курбу в Гусиху (считай, прямо в Усть-Баргузин). Замечательно. Вооружившись двумя планами, идем к Андрею Мауреру. Это наш коллега, который активный туризм забросил, но за столом путешествует, что твой Жак Паганель. Андрей и Googl рассмотрели маршрут с высоты птичьего полёта и наложили трек на карту. Мы теперь, кстати, без такого трека в путь не двигаемся. Как говориться «лучше с ошибочным планом, чем вообще без плана». Решили ехать через Малую Курбу, а там уже выберем на реке Турка в какую сторону поворачивать. Ну, теперь всё готово. Чудо-кони (Шилин Антон, Иванов Борис, Новиков Дмитрий, Тигунцев Павел) бьют копытами, яства и напитки наполнили велосипедные рюкзаки, билеты на родной поезд Иркутск-Наушки куплены через тот же Интерент. За мной, читатель.

Д.Новиков3

   День 1. Улан-Удэ-Ундэгэтэй (92 км). Поезд прибывает в Город (так в Бурятии называют Улан-Удэ) рано утром. Собираемся мы на платформе долго, распаковываем велосипеды, моем посуду, навьючиваем кули.    Пока представлю команду. Колмаков А.Е. (шеф и завхоз, в отряде с 2005 года), Шилин А.С. (ремонтник, конь, 2005), Иванов Б.Г. (ремонтник, конь, костровой, 2008), Тигунцев П.Г. (водолей, юнга, 2008), Новиков Д.Г. (конь, квартирьер, 2009). Все ребята очень сильные, выносливые, способны на большие подвиги. Хорошо, что у них есть я, а то бы они и красотами-то полюбоваться не успели. А так сидят, ждут, природу рассматривают.


   Едем на левый берег Удэ и двигаемся в направлении Хоринска. Не то, что так правильно - просто путь знакомый, мы так уже два раза ездили. На 22-ом километре чудная позная, где мы завтракаем. Местная пара поторапливает нас, мол, они опаздывают на работу, а мы так долго выбираем блюда. Павел малодушно пропускает их вперед, после чего они достают поллитру и начинают её квасить. Вот тебе на! «Да мы в охране работаем, а сегодня как раз воскресенье», - оправдываются они.
   В поселке Онохой переезжаем на правый берег Уды. Дорога шоссейная, но со значительным перепадом высот. Очень жарко. На 53-ем км стоит кафе «Степной кочевник». Очень вкусный обед и ледяное пиво валят нас с велосипедов. Спим до 17 часов. 

   Узнав о маршруте, все советуют нам ехать по шоссе до 100-го км и там сворачивать на Тэгду. Но мы решаем приблизить ужин и сворачиваем на Ундэгэтэй. Сазу за поселком переходим арык и останавливаемся в зарослях осины. На ужин рассольник.

Д.Новиков8

   День 2. Ундэгэтэй-руч.Алан (80 км). Поднялись в 5.30, но так долго шарашились по лагерю, что выехали в маршрут только в 8.35. Солнце жжет немилосердно, дорога - глиняная грунтовка с колеями. Хорошо, что погода сухая. У Паши прокол за проколом.    Через 38 км пьем чай (это у нас церемония такая) перед мостом через Хасурту. Отсуда через перевал ещё 10 км до Тэгды, где мы запасаемся снедью в заключительный раз перед автономным отрезком пути. Обедаем и спим сразу же за поселком на чудном прохладном ручье. Из-за жары стартуем только в 17.50. 

   Дорога за перевалом резко ухудшается. Сплошной глубокий песок. Как только дорога улучшается, нажимаем на педали.
   Ночевка у ручья Алан. Кони купаются, фыркают. От гнуса спасают накомарники, которые запасливый Паша взял из расчета 2 штуки на голову. Боря ведает костром, Дима ставит палатку. Палатка 4-хместная, шеф по традиции спит в тамбуре. На ужин гороховый суп с копченостями (они едва не погибли на такой жаре), подается ледяное пиво (это у нас тоже церемония).

 

Д.Новиков13 

   День 3. руч.Алан-руч.Х. (63 км). Выезд в 7.45. Дорога продолжает вчерашние традиции, постоянно забираясь под песок. Через 22 км пос. Малая Курба (край Ойкумены). Здесь, на самом краю земли мы берем чудо-языка, местного жителя Алексея, который всё нам рассказывает до мелочей. За ручьем дорога, как это ни странно, резко улучшается. Она здесь отсыпалась, мягкая, ровная, идет вдоль реки без резких подъемов и спусков.

   Через 4 км мост через Курбу, через 20 ещё один. Этот мост для машин уже не пригоден, но велосипеды мы по нему перенесли. Еще 6 км вдоль ручья Ниж. Мухор-Шибирь и мы обедаем на берегу ручья. Уха. Ясное дело с ледяным пивом. Всем спать. Во время сна мы обдувались спасительным ветром (иначе бы нас сожрали оводы), но этот же ветер принес тучи и осадки, временами весьма существенные. Дорога все время идет вверх, непосредственно перед перевалами она становится невозможно крутой, мы толкаем велосипеды.

   После обеда было запланировано три перевала, но долина между вторым и третьим настолько живописна, что мы останавливаемся там. За три часа проехали всего 15 км. Долина изрыта золотоискателями как в романах Джека Лондона. На ужин подан борщ.

Д.Новиков16

   День 4. Руч Х-р. Турка (51 км). С утра Антон настраивает мой багажник, который изрядно просел под рюкзаком. Недоумевает по поводу отсутствия прежнего (анатомического) багажника. Выезд в 8.20. Легко берем перевал, оставленный со вчера. Дальше дорога отличного качества идет на север.

   Перед самым спуском в долину Курбы - отличное зимовье. Оно окружено 2-хметровым валом кедровой шелухи. Я такого ещё не видел. На спуске багажник окончательно сдается и ложится на колесо. Летучий ремонт делают Дима и Павел. Капитальный - Антон, уже на бол. Курбе. Здесь мы пересекаем её в третий и заключительный раз. Здесь же огромное зимовье, фактически база. Перекусываем.
   Дальше 5-километровый подъем на перевал 1345 - высочайшая точка маршрута. Жара, гнус, оводы. Крутизна большая. Затем бонус - более чем 20-километровый спуск. Боря падает (тот ещё случай!), у Антона с выстрелом рвется покрышка.

Д.Новиков18

   В 14.10 достигаем зимовья Сергея Иванова, хозяин здесь же. Очень гостеприимен, мы тупо варим огромный котелок хозяйской картошки и съедаем его со всякими кильками, горбушами и растительными маслами. Вкуснотища. Но главное, что хозяин нам буквально по метрам разложил весь остаток пути. Забраковал ответвление на Суво («дорога заброшена»), забраковал поворот на Ямбуй, отмеченный на треке («тупиковая дорога»), указал истинный путь. Отец родной так не выручит. Дай Бог ему здоровья.
   После обеда начинается самое интересное. Мы ≈ 1 км идем по жуткой грязи, которая мгновенно наматывается на колеса.

   Хорошо, что вскоре брод через Турку (в высокую воду он невозможен) и велосипеды становятся чище. Брод интересен тем, что до половины он ледяной (в него впадает ручей), а дальше - очень теплый. Дима купается в костюме Адама. Боря по традиции дольше всех чистит велосипед. Зря! Сразу же за бродом (через 2 км) начинается самая тяжелая часть пути. Грязь непролазный. Велосипеды буквально притягивают её к себе. Местами они прилипают к дороге. Дима пробует катить велосипед по обочине, где трава, но тогда разъезжаются ноги. Антон изрыгает проклятья. В дополнение ко всему, Боря остался где-то далеко позади.
   Это вообще невероятно! Кажется, этому не будет конца. Но вот впереди показались белые камни. Это - верная примета, описанная Ивановым.
   Дальше все срастается, через 100 м после развилки ручей и место для стоянки. Дорога отсыпана. За 3,5 часа пути мы прошли 10 км. Темп продвижения падает прямо как у фрицев под Сталинградом. На ужин ледяное пиво и рис со сложно приготовленным подливом. Боря дольше всех чистит свой велосипед.

Д.Новиков28

   День 5. Р. Турка-руч. У (55 км). Боря с утра опять дольше всех чистит велосипед. Это прямо примета какая-то.

   Через 4 км отличного пути начинается давешний грязь. Но эта полоса ненадолго ≈1 км. В этот момент у меня так причудливо заедает цепь, что мы с ней возимся минут 15. (Ну, что значит, мы. Лучшие умы - Антон, Борис, Пашантий. Я в стороне отвертку держу как мальчик Коля Колокольчиков).
   За грязью начинается истинный оперативный простор, который составляет смысл любого велопохода. Особенно впечатляет гладкий как стол спуск к реке Ямбуй. Сразу же за мостом разворачиваемся вверх по реке и летим до второго моста. За ним спустя 4 км стоит зимовье, сданное Ивановым (на карте указано). Здесь обильно чаевничаем. После этого проезжаем 4 км и сразу после 3-го моста через Ямбуй (на самом деле моста нет, имеется брод, который в большую воду проблематичен) становимся на прикол капитально.

   У Димы практически не стало тормозов. То есть, конечно, у Диминого велосипеда, сам Дима человек в высшей степени рассудительный. В конце концов, из остатков деталей Антон собирает один задний тормоз. Работа идет так долго, что мы успеваем сделать обед (заварной картофель с тушенкой). После обеда в путь, несмотря на жару. Дорога как назло совершенно потеряла горизонталь, состоит из одних подъёмов и спусков. Количество и размеры оводов немыслимы. Наконец, мы подбиваемся под основания хребта и поворачиваем точно на запад.


Д.Новиков31

   Кстати, уже два дня как мы наблюдаем на дороге гигантские следы таежного прокурора. Приняты меры безопасности по рецепту Димитара Петрова. На велосипеды навешены гаечные ключики, кружечки. Все это на ходу дребезжит, Дима Новиков иногда звенит в звоночек. Зрелище для непосвященных странное. Дорога улучшается как по качеству, так и по рельефу. Через 27 км после обеда перед мостом через ручей О, мы становимся на ночевку.


    Если верить карте, то завтра с утра за какие-то 5 км мы должны набрать 320 м по вертикали. С вечера такие вещи не делаются. Антон считает иначе. Спорим. На ужин щи из свежей капусты. Впервые за все путешествие ужин обходится без ледяного пива. Впрочем, пива нет никакого. Правда, силами мужского коллектива (в основном Антона) испечены блины. В этот день мы немного разогнались по сравнению с предыдущим, но, конечно, жара, гнус и непрерывные поломки нас сильно тормозят.

Д.Новиков34

   День 6. Руч. У-Усть-Баргузин (69 км). Подъем на перевал превзошел все мои ожидания. Половину пути я ещё кое-как прокатился. Затем крутящий момент пропал. Даже по ровной (относительно) поверхности я предпочитал велосипед толкать. Мои более сильные товарищи заключительные метров 700 толкали велик вместо меня. Мобильной связи на перевале, против ожидания, не оказалось. Едва начался спуск, как у Антону с выстрелом вновь лопнула покрышка. Пока он её латал все попили чай. Ну, об этом можно было и не говорить.
   Вообще в этот день мы сделали ставку на блицкриг и поэтому капитально нигде не останавливались. То здесь, то там что-нибудь клевали, не более того. После починки быстро спускаемся до слияния Голонды и Голондокона. Дорога укромная, используется редко (мы вчера свернули влево, а не вправо), поездка щемит душу.

   В 4 км от слияния наталкиваемся на бригаду лесозаготовителей. На слиянии подсоединяемся к той дороге (основной), которую оставили вчера под вечер. Далее вверх на Голондинский перевал. Далее вниз по все более и более ухудшающейся (вследствие чрезмерного использования) дороге. Встретили группу молодых мужчин на «Жигулях» изрядно подшафе. На вопрос «Где дорога на Усть-Баргузин» отвечают, что «Вы его проскочили». Да, мало кто ездит на велосипедах через Ямбуйский хребет. Через 60 км от старта выезжаем на асфальтовую трассу и поворачиваем на запад.


Д.Новиков36

   Еще через 10 км въезжаем в Усть-Баргузин. По дороге установили связь с друзьями из Иркутска. Конкретно с Анатолем Баяновым. Просим его купить покрышку и комплект тормозных колодок. И хотя семья Толи сидит на низком старте, готовясь выехать на Байкал, он всё успевает купить.
   А доставит нам посылочку - это фишка маршрута - наш добрый приятель Алексей фон Гердт. Он как раз едет в Усть-Баргузинский заповедник предаваться отдыху с огромной группой товарищей своих. Будет он здесь завтра утром. И мы тут как тут. Вот какое взаимодействие родов войск! Кстати, Алексею отводится выдающаяся роль в нашем походе. Но об этом - в своё время. Пока же мы, отобедав в позной у парома и купив пива, переправляемся на правый берег Баргузина.

 

   Ночевка на урочище Церковь. Чудное место. Как только мы разбиваем лагерь, начинается дождь. Это не мешает комарам лютовать над нашими телами. На ужин, кстати, всем полюбившийся рецепт: вареная картошка с тушенкой, салатом и ледяным пивом. Салат, кстати, в отличие от пива, был в нашем меню каждый день.

   День 7. Дневка. Она необходима для того, чтобы почистить велосипеды и залечить раны на седалище. Ночью мы с Димой предпочли спать на берегу Байкала, только там было спасение от комаров.

   Фон Гердт вчера в Иркутске до самой ночи собирал технику и поэтому сегодня прибудет только во второй половине дня. Погода прекрасная, все спят и купаются в Байкале. Пляж песчаный, вода теплая, людей очень мало. Я не вру! Вещи постираны и сушатся на веревке от тента. Прямо пастораль.
   В 17 часов со стороны моря показывается капитан фон Гердт на своем катере. Эта и есть та техника, которую он ждал до последнего. А отремонтировал и спустил корабль на воду наш старый приятель Андрей Маурер (см. предисловие). Как все запутано!

Д.Новиков40

   Алексей морем перебрасывает нас на 18 км (виноват, 10 миль) западнее, в свой базовый лагерь. Здесь мы знакомимся с его многочисленными друзьями (и старых знакомых хватает).
   Алексей немедленно начинает культурную программу, в ходе которой Антон и Павел летают на парашюте за катером (запуск Антона, учитывая, что его вес более 100 кг - зрелище душераздирающее), а Борис и Дмитрий катаются на водных лыжах. Затем солнце садиться за гору. Начинается совместный кутеж, окончание которого хронометрически не установлено. Антон говорит, что в 3 часа ночи. Не помню, спорить не буду.



Д.Новиков42 

   День 8. (200 км). Уст-Баргузин - Турка (91 км). Турка - Зырянск (109 км). Вот она сыграла наша козырная карта! Для невнимательных поясняю. 9-го вечером мы должны быть в Иркутске (орднунг!). Значит утром (9.30) того же дня мы должны быть в Татаурово. До него от Усть-Баргузина около 220 км. Да ещё от лагеря Гердта до Усть-Баргузина 25 км. Почти четверть тысячи км за день многовато даже для таких крутых перцев.
   Но у капитана Гердта все рассчитано. Он грузит нас пятерых со скарбом на борт и в 7.30 стартует в сторону пос. Турка. По прямой 90 км (50 миль), по дороге все 120. Так отыгрывается день пути.

   Но не все так просто. В заливе оливковая вода и мягкий ветер. На выходе из залива нас встречает мощный западный ветер и высокие волны. Катер кидает вверх-вниз. Страшно. Алексей берет курс на берег, до которого 12 км. Вдруг откуда-то на нас вылетает камень. Алексей огибает его в последний момент. Вот уж чего не ждали на самом глубоком озере в мире. Все прикидывают - сколько смогут проплыть, если что. Вопрос, конечно, риторический. Так проходит минут 20, по истечении которых Алексей молвит дословно следующее: «Все могут улыбаться, ветра нет, волна низкая, ложимся на прежний курс». Ему бы «Бисмарком» командовать - они бы до конца войны не потонули. Таким манером мы через 2,5 часа прибываем в Турку. На прощание заправляем катер, оставляем Алексею навигатор. От телефона он отказался. Кремень. Лег на обратный курс.

   А мы ≈ в 11.30 - на передний. За те четыре года, что мы здесь не были, дорога изменилась и весьма существенно. Вернее, тогда здесь была грунтовка, которая производила невероятное количество пыли. Сейчас свеженький асфальт. С сожалением приходиться признать, что братья буряты сильно обошли нас по части эффективности освоения бюджетных средств. Их проект «Байкальская гавань» производит грандиозное впечатление.

Д.Новиков44

   Что касается маршрута, то он составил 109 км. Даже для шоссе это много, иногда нас по дороге просто валило в сон.
   На ночевку встали около 21 сразу за Зырянском.
   Из интересных событий следует отметить.

   1. Встреча с Доржиком. Мы однажды (в 2009 году) путешествовали с ним на велосипедах по Бурятии. На третий день пути он надорвал натруженную ногу и снялся с пути. Но с тех пор, куда бы мы не поехали по Бурятии, мы неизменно встречаем Доржика. Он как символ республики - огромный, добрый, необъятный. В этот раз он два раза меня обгонял на спуске и выходил из авто, прежде чем до меня дошло, что это он. 2. Каким-то образом мы на ровном месте потеряли крышечку от нашего чудо-чайника, купленного в монгольском походе. Это просто прелесть: он закипает мгновенно, практически не требует дров, а при закипании приподнимал крышечку и говорил «Здрасте!». Вот тебе и здрасте. 3. Ключевой момент пути - поселок Турунтаево, где мы должны повернуть с основной трассы на второстепенную. Так получилось, что мы никак не могли правильно назвать этот посёлок. Рекорд установил Дима, которые назвал его Тарантаево.

Д.Новиков45 

   9 день. Зырянск - Татаурово (25 км). Вся хитрость в том, что надо рано встать (в 5 утра) и рано выехать (в 7 утра). Тогда мы доберемся до пункта назначения с запасом. Единственное препятствие - густой туман. Видимость временами падала до 30-50 м. Тем не менее, повернули, где надо примерно через 1 час 10 минут были на переправе. Мужики откачивали воду из понтонов, пытаясь выровнять пирс с баржей. Ровно в 8.30 раздался возглас «А чего смотрим? Грузимся быстрее». Еще через 20 минут мы были на левом берегу Селенги, а ровно в 9 - на станции Татаурово. В 9.35 подошел э/поезд до Мысовой и наш велопоход закончился. Тянет на 5 звезд!

   Примечание. Специально для Риммы. По моему глубокому мнению данный маршрут весьма перспективен для снегоходных путешествий. Попробую уговорить нашего Илью Муромца (Маурера), который в свои 33 года прочно решил ножками не ходить, а ездить на всем, что с карбюратором. Ну, если уж мы здесь проедем, то милости просим и с собачками по нашему следу. 2012 июль